Войти на сайт
Электронная почта
Напомнить пароль Пароль
915 театров и учреждений
3559 профессиональных соискателей
1328 вакансий
29 марта 2018 Другое

В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ«ПИКОВУЮ ДАМУ» В ПОСТАНОВКЕ РИМАСА ТУМИНАСА

 

На Исторической сцене Большого театра поставлена «Пиковая дама» без демонстративных новаций, но сугубо современно. Если в свое время соавтором Пушкина стал Чайковский, то сегодня равноправными создателями выступили дирижер Туган Сохиев, художник Адомас Яновскис, хореограф Анжелика Холина. Но всему голова – режиссер Римас Туминас. Ему принадлежит общее целостное решение спектакля. 

 

Петербург на сцене – узнаваемое место действия, но вместе с тем безбрежное незамкнутое пространство, ибо всё может произойти везде и всегда. Голоса поднимаются куда-то ввысь бесконечности. 

 

Романтическая притча об игроке, променявшем любовь на призрачное золото очевидна и наглядна. Герман – игрок, заметим, кстати, сколь широко вошло в обиход словечко «игрок». Так именуют теперь спортсменов, бизнесменов, политиков. Помимо воли авторов давний сюжет обретает злободневность. 

 

Обычно оперный спектакль – конфликт вчерашнего и завтрашнего, дабы трезво оценить день сегодняшний. На оперной сцене помимо воли композитора и постановщика происходит своего рода состязание майстерзингеров. В новой постановке проигравших нет. 

 

Анна Нечаева, как полагается любой Лизе, проникновенно сетует: «Ах истомилась, исстрадалась я…». Но делает это строго, корректно, без надрыва, заставляя тем не менее, помнить, что и она совиновница трагедии. 

 

Все персонажи нового спектакля находятся в пограничной ситуации: любовь – измена, умеренность желаний и избыточность страстей, счастливые воспоминания и нечаянная кончина. В любовной арии Елецкого (Игорь Головатенко) сливается ожидание счастья и немотивированная тревога. Счастливые воспоминания старой графини (Лариса Дядькова) обрываются внезапной кончиной. 

 

В спектакле у каждого персонажа свой сюжет, своя миссия и своя месть за давние или новые прегрешения. Судьбы героев трагичны, но они предопределены не их судьбой, а поступками, как это и происходило в сочинениях романтиков. Недаром же Пушкин поручает поворчать на романтические излишества графине, которой не дано понять современное искусство. Пушкинская «Пиковая дама» была укором романтикам. 

 

Немецкий романтик Германн – знаковая фигура эпохи. Похожий персонаж фигурирует у Бальзака, которого, по словам автора, как всякого немца звали Германн. Это ли не типическая фигура, но у Пушкина и Чайковского – это злодей, которому нельзя не посочувствовать, тем более, когда его партию исполняет блистательный мастер. 

 

В исполнении Юсифа Эйвазова его голос звучит несколько аскетично. В исполнении теноровой партии нет ни капли самолюбования, зато ощутим постоянный самоанализ. Герман в спектакле по мизансценам и освещению персонаж скорее инфернальный, он опасен не столько для Лизы, сколько для себя самого. К новому оперному Герману, думается, как нельзя более подходит давняя строка Анны Ахматовой: герой и певец воедино слились как «трагический тенор эпохи». А голос такой красоты, что, верно, никакая камеристка не устоит перед эдаким офицером инженерных войск. В этом-то и оправдание бедной Лизы, так опрометчиво оставившей Елецкого. 

 

Не будем игнорировать старую графиню. Это непочтительно, к тому же она самая важная особа в этом сюжете. Зритель всегда ждет ее появления: это спектакль в спектакле, давняя история оживает как быль. Отрадно послушать старинную арию из позабытой оперы. Для зрителя это передышка, для режиссера, видать, лишняя вишенка на торте. Сквозное действие несколько замедляется, но меццо-сопрано Ларисы Дядьковой не хуже голосов великих предшественниц. 

 

Как полагается, хор многолик и полифоничен. Мизансцены пластически строго выверены. Подобно античному театру, хор принимает посильное участие в действии, сострадая и обличая. Хор есть, но есть ли катарсис? 

 

Чтобы полноценно пережить очищение страданием, надо, разумеется, посмотреть спектакль «Царь Эдип» Римаса Туминаса на Арбате по месту его основной работы. Но катарсис возникает и после «Пиковой дамы» из ощущения, что соприкоснулся с оперным шедевром мирового масштаба. 

 


Источник: http://www.teatral-online.ru/news/21316/

Рейтинг 0

Нет комментариев